Школьная дезадаптация и её профилактика
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Школьная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка – первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Что же такое дезадаптация школьника?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">И тогда бывает так, что ребенок:</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">боится идти в школу;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">начинает часто болеть;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">худеет, теряет аппетит, плохо спит;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">в школе ведет себя замкнуто;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">не обращается за помощью к педагогам школы;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">может заблудиться в здании школы;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.</font></font>
<font color="#333333"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Почему возникает школьная дезадаптация</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его личности, так и неправильным воспитанием в семье.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Причины школьной дезадаптации:</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Имеет нарушения движений.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.</font></font>
<font color="#333333"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребенок плохо учится по всем предметам. Возникает в результате неподготовленности к школе, неправильного воспитания в семье, недостатков развития, а также из-за отсутствия помощи и поддержки от учителей и родителей.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендация:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учебы, не сформированы у вашего ребенка, постарайтесь следовать советам учителя.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребенок не может самостоятельно регулировать свое поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или рассмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Обычно так себя ведут дети, которых в семье или очень строго контролируют, или, наоборот, позволяют все.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендация:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> побеседовать с учителем о его отношениях с ребенком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребенка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребенка, которому и так нелегко.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Малыш часто опаздывает в школу, не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Эти признаки проявляются у часто болеющих школьников, а также говорит о слабой нервной системе, возможной задержке развития или неправильном воспитании дома.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендация:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> постараться приучать ребенка все делать вовремя, изменить нагрузку на него в течение дня.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Малыш боится школы. Чаще такие дети приходят из неблагополучных или разводящихся семей.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендация:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> ребенку нужна помощь психолога.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Малыш хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учебе, он недисциплинирован, плохо учится. Поведение ребенка может объясняться несколькими причинами: в семье с ним обращаются как с маленьким, стремятся как можно дольше удержать его в детстве; ребенок психологически не готов к школе; дома неблагоприятная ситуация, поэтому школа в данный момент его не интересует.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендация:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> нормализовать обстановку в семье; обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом. Вместе с педагогами школы формировать готовность ребенка к учебе.</font></font>
<font color="#333333"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Профилактика школьной дезадаптации</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендации для родителей:</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Для того, чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность.
</font></font> -
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.</font></font>
<font color="#ff0000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ваши старания не пройдут бесследно. Сын или дочь будут радовать вас хорошим поведением и отличной учебой, и вы никогда не узнаете, что дезадаптация – это неумение ребенка приспособиться к новой жизни.</font></font></font>