Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Дата: 25 ноября 2018 в 18:31, Обновлено 13 марта 2021 в 20:32

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно -гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

       До полутора лет у ребенка в основном лишь приспособительные движения (протягивание рук к струе воды). К двум годам с помощью взрослого (который завернет рукава, подскажет, как мылить руки, как вытираться) ребенок моет руки. Эти умения на третьем году совершенствуются, и ребенка начинают приучать (также с помощью и под контролем взрослого) к самостоятельному умыванию.

       В связи с дальнейшим развитием движений ребенка в этом возрасте, возможности для самостоятельного его участия в одевании, кормлении значительно увеличиваются, теперь он уже многое может и стремится сделать сам. А поэтому, если его лишать активных действий, он начинает шалить, не слушаться, мешает взрослым, и на этой почве часто возникают конфликты между ними и ребенком.

        Ребенок, который сам пытается самостоятельно раздеваться, умываться, обычно спокоен, уравновешен во время еды, туалета. Сосредоточенный в своих действиях, он не отвлекается, не шалит, как это бывает, когда его кормит, одевает, умывает мать или бабушка. Активное поведение во время еды способствует лучшему аппетиту и усвоению пищи. Ребенок быстрее и спокойнее засыпает, если сам раздевается и выполняет перед сном несложные обязанности - приносит к кроватке стул, убирает снятую одежду.               Эти активные действия, связанные с подготовкой ко сну, создают определенную настроенность, установку на сон. Умения ребенка в возрасте от двух до трех лет, связанные с едой, умыванием, одеванием и другими моментами самообслуживания настолько уже развиты, что становится возможным воспитание устойчивых культурно - гигиенических навыков. Но необходимые культурно-гигиенические привычки создадутся у детей только в том случае, если взрослые постоянно будут требовать от них выполнения соответствующих правил и своими твердыми указаниями напоминать о необходимости их выполнения. Но надо хорошо помнить, что привычки трехлетнего ребенка очень нестойки и быстро могут исчезнуть, если их ежедневно не закреплять. Стоит, например, в течение 4-5 дней не проследить, мыл ли ребенок руки перед едой, и он перестанет их мыть.

       Чтобы облегчить ребенку освоение культурно-гигиенических навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и привлекательным.

       Для спокойного перехода ребенка от игры ко сну хорошо привлекать его различными действиями, связанными с укладыванием: «Пойдем перед сном умоемся хорошенько. Помоги мне сложить твое одеяло. Принеси стульчик» и т. п.

      Дети этого возраста, уложенные в кровать, обычно двигаются, разговаривают, интересуются тем, что происходит вокруг, живо на все откликаются. Поэтому, при укладывании ребенка и в то время, когда он засыпает, надо создать более спокойную обстановку и исключить все то, что может развлечь ребенка, возбудить его или огорчить.

        На поведение ребенка во время укладывания спать оказывает влияние поведение взрослого. Неторопливые движения, спокойный, но твердый тон, несколько более тихий голос успокаивают ребенка. Можно подсказать ребенку, что нужно сделать, чтобы скорее заснуть: «Закрой глазки и тихо-тихо лежи», «Повернись на бочок», «Дай, я укрою тебя получше, а то ножка открылась, тебе будет холодно» и т. п. Сердитые окрики: «Спи! Не смей двигаться!», «Сейчас же засни» - производят часто обратное действие - они возбуждают ребенка, и он при всем желании не может заснуть.

       Во время сна ребенка должна быть относительная тишина - звук радио, телевизора должен быть приглушен, яркий свет выключен. Но не надо создавать у ребенка привычку спать только при полной тишине, такая привычка может быть даже вредной: он не сможет заснуть, если взрослые будут не в состоянии создать ему абсолютную тишину, что в жизни часто сделать довольно сложно.

      На третьем году жизни совершенствуются навыки при кормлении: ребенок должен есть опрятно, хорошо пережевывать пищу, держать ложку в правой руке. В процессе кормления дети должны соблюдать элементарные правила поведения, сначала простые: не лезть в тарелку соседа, задвинуть стул после еды, к концу третьего года - более сложные: не садиться за стол, не убрав игрушки и не вымыв руки, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых.

      Хорошо привлекать ребенка к участию в приготовлении к еде, это создает у ребенка установку на еду, что положительно влияет на аппетит. Участие ребенка в приготовлении к еде имеет и другую положительную сторону - приучает его к труду и самостоятельнос­ти. В этом возрасте можно предложить поставить хлебницы, салфетницы, расстелить салфетки, расставить стулья.

     Чтобы научить ребенка есть аккуратно, опрятно, надо показывать ему, как правильно держать ложку, когда и как пользоваться салфеткой, останавливать и поправлять его, когда он ест неопрятно. В случае надобности нужно тотчас же приводить в порядок стол и одежду ребенка, давая соответствующие указания: «Кушай, не спеша, а то прольешь суп», «Возьми салфетку и вытри себе губы, они в киселе», «Поближе подвинь к себе тарелку, а то у тебя макароны падают на стол» и т. д.

       Детей надо приучать к правилам поведения за столом: есть спокойно; не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, когда подадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку, ставить стул на место и т. п.

      Шалости за столом следует немедленно прекращать, привлекая внимание ребенка к еде; если это не помогает, то спокойно предложить: «Не хочешь кушать, иди играй.»

      Во время кормления надо избегать посторонних разговоров с ребенком, которые могут отвлекать его от еды. Но с детьми можно говорить о том, что непосредственно связано с кормлением: «Ешь осторожно, суп горячий», «Заканчивай скорее есть суп, а то котлеты остынут и будут невкусными», «Сегодня я тебе приготовила кисель».

       Если родители правильно проводят кормление, то оно не представляет трудностей. Дети не только спокойно, с аппетитом едят, но и соблюдают уже определенные правила поведения за столом.

     Детям нужно прививать элементарные гигиенические привычки: мыть руки перед едой и когда они загрязнятся, умываться утром и перед ночным сном, пользоваться только своим полотенцем.

       Для того, чтобы ребенок мог самостоятельно умываться, надо подставлять к умывальнику скамеечку или табуретку, стоя на которой он сможет достать до крана. Полотенце не должно быть длинным, чтобы ребенку было легко им вытираться. Полотенце надо всегда вешать на одно и то же место, удобное для ребенка.

       Детей надо обучать правильным действиям при умывании: «Посмотри, вот как надо мыть руки», - говорит мама, показывая правильные движения, или указывает: «Сначала вымой хорошо руки, а потом будешь мыть лицо». Насильно заставлять ребенка самого умываться не надо. Обычно, если вода не слишком холодная, и она не затекает ему в рукава из-за того, что умывальник слишком высок, он очень охотно умывается сам. Приучать ребенка к самостоятельному умыванию следует постепенно. Например, сначала малыш только снимает полотенце с вешалки, а руки моет и вытирает ребенку взрослый, затем он начинает самостоятельно мыть руки и только постепенно научается мыть лицо. Каждый раз надо внимательно проверять, как ребенок умылся, обратить его внимание на недостаточно вытертые руки или плохо вымытое лицо и, в случае необходимости, помочь ему исправить это.

      Ребенок всегда должен быть чисто и опрятно одетым. Заметив какую-либо неопрятность в одежде ребенка, надо обратить на это его внимание и предоставить ему возможность самому ее устранить: «Аня, посмотри какое у тебя грязное платье, принеси чистое платье и давай я помогу тебе переодеться», «Вадик, у тебя пуговица расстегнулась, застегни» и т. п.

       Необходимо следить за чистотой носа ребенка. Ребенок после двух лет, если ему всегда вытирали грязный нос, начинает сам просить, чтобы его вытерли.

       Нельзя допускать, чтобы у ребенка были грязные лицо или руки. В этих случаях, не дожидаясь очередного умывания, надо предложить ребенку умыться. Хорошо, если он сам убедится в том, что грязный: «Посмотри, какие у тебя грязные руки, ты испачкался глиной, пойди, вымой их скорей», «Нет, я тебе книгу не могу дать, у тебя грязные руки, надо сначала их помыть, а то испачкаешь книжку» или «Посмотри на себя в зеркало, какое у тебя грязное лицо. Пойдем, умоемся» и т. п.

        Если ребенка начали своевременно приучать проситься на горшок, то к двум годам, а чаще и значительно раньше, он уже сам просится. Но иногда дети даже трех лет, увлекшись игрой, расстроившись или оказавшись в новых, непривычных условиях, могут вовремя не попроситься на горшок.

        Как же воспитывать у детей контроль над потребностью в естественных отправлениях? Ребенка, который умеет проситься, нужно высаживать лишь по его просьбе и обязательно перед сном и прогулкой, независимо от его просьбы. За ребенком, который не всегда еще просится, нужно очень внимательно наблюдать и в случае, если вы заметите какие-либо признаки, указывающие на то, что ребенку необходимо сесть на горшок, следует предложить ему это сделать.

       Ребенку у которого привычка к опрятности еще не закрепилась, надо в течении дня несколько раз, но не чаще, чем через 1,5-2 часа, спокойно предложить сесть на горшок. Если ребенок категорически отказывается, то не надо настаивать сделать это непременно сейчас, а предложить, чтобы он сам, когда ему будет нужно, попросился. Главное - не создавать вокруг недостатка ребенка ненужной нервозности, проявить терпение. Упреки и наказания лишь фиксируют внимание ребенка на его недостатке и создают нервозную напряженность, при которой он тем более не может контролировать свое поведение. Спокойное, терпеливое поведение родителей и соблюдение указанных мер дадут через некоторое время положительные результаты.

        Нужно всячески поощрять желание ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, показывая ему, как это сделать: «Расстегни сначала пуговки, а потом снимай платье (рубашку)» или «Дай, я тебе расстегну пуговицы, а ты сама снимешь платье» и т. п.

       Ребенок постепенно начинает справляться с этим делом, все его движения становятся более ловкими.

     При правильном воспитании ребенок может одеваться и раздеваться почти самостоятельно, умеет расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки ботинок.

      Ребенка нужно одевать соответственно температуре окружающего воздуха в легкую, не стесняющую его движений одежду, без лишних украшений, но обязательно с карманом.

       Дети очень подвижны, но в то же время еще недостаточно ловки и поэтому могут легко облить, запачкать и даже разорвать одежду. Некоторые мамы настороженно следят за детьми и постоянно предостерегают, чтобы они не испачкали, не измяли своей одежды. Это раздражает и утомляет ребенка. Поэтому на детей нужно надевать такую одежду, которая легко стирается и не портится от частой стирки.

        Формируя у детей самостоятельность в одевании, необходимо следить за тем, чтобы им удобно было действовать. Родителям необходимо добиваться, чтобы в шкафу у ребенка всегда был порядок, вещи вывернуты. Это облегчит процесс одевания.

      Итак, дети могут организованно вести себя во время еды, укладывания спать, туалета и им уже можно привить целый ряд культурно-гигиенических навыков и правил поведения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.